Бюллетень региональной экономики выпуск №2-2020.
TIMES AND PLACES

Главная страница
О сайте и авторах
Экономика
История и география
Культура и творчество
Природа и здоровье
Разное
БЮЛЛЕТЕНЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
выпуск №2-2020

Сравнение региональной бюджетной политики трех стран



(Здесь вы можете ознакомиться с PDF-версией выпуска)



Выпуск посвящен выявлению сходств и различий в управлении бюджетами регионов в трех странах (Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан).




Исследование


Анализ проводился на основе усредненной региональной бюджетной и макроэкономической статистики рассматриваемых стран в 2017, 2018 и 2019 годах. В работе использовались такие показатели, как отношение расходов регионального бюджета к валовому региональному продукту, отношение профицита / дефицита регионального бюджета к расходам и доля собственных (налоговых и неналоговых) доходов регионального бюджета. Анализ позволил показать, в какой мере в рассматриваемых странах государство (в виде своих бюджетных ассигнований) проникает в экономику на региональном уровне, и какая у них сложилась модель управления финансами региональных органов власти.
Данная работа рассматривается как начало исследований по сравнению региональной бюджетной политики в разных странах. Далее, после накопления дополнительной статистики и подключения к анализу показателей иных стран, станет возможным давать оценочные характеристики. Например, можно будет установить, в какой стране региональная бюджетная политика лучше (эффективнее, устойчивее, гибче и т.п.), а в какой хуже.





Если рассматривать только отношение расходов регионального бюджета к валовому региональному продукту, то можно сделать вывод, что в Белоруссии и России доля расходов региональных бюджетов к валовому региональному продукту находится примерно на одинаковом уровне. Наблюдается небольшое «опережение» Белоруссии, что еще раз подчеркивает, что именно эта страна имеет самую огосударствленную экономику. Заметим, что в рамках этого исследования не рассматривались ни расходы центрального бюджета, ни доля в экономике хозяйственных организаций, находящихся под контролем государства. В 2018 году доля бюджетных расходов к ВРП в среднем составляла в Белоруссии 19.2%, а в России – 18.8%. В Казахстане соответствующий показатель находился на уровне 10.3%, что существенно меньше двух остальных стран из рассматриваемых.
Выше речь шла о регионах рассматриваемых стран в среднем. Однако в каждой стране имелся довольно существенный «разброс». Статистической мерой этого «разброса» может служить показатель стандартного отклонения. В Республике Беларусь стандартное отклонение для отношения бюджетных расходов к ВРП в 2018 году составило 3.7%, в Российской Федерации – 9.1%, в Республике Казахстан - 7.2%. А фактически «разброс» был намного больше. В частности, в Белоруссии - от 13.9%% (в г.Минске) до 23.0% (в Витебской области), в России – от 6.1% (в Ямало-Ненецком автономном округе) до 45.9% (в Чукотском автономном округе), в Казахстане – от 3.4% (в г.Шымкенте) до 33.1% (в Туркестанской области).
Перейдем теперь к собственно бюджетным показателям. В первую очередь обратим внимание, с профицитом или дефицитом сводятся в рассматриваемых странах годовые бюджеты регионов. А чтобы показатели больших и малых регионов были сопоставимы, рассмотрим отношения профицита / дефицита регионального бюджета соответствующего периода и региона к бюджетным расходам за этот же период.





Средние (в течение периода наблюдений) показатели бюджетного профицита / дефицита для Республики Беларусь составили +0.4%, для Российской Федерации - +1.4% и для Республики Казахстан - +0.8%. Это дает нам право сделать предварительный вывод, что Россия более успешно, чем Казахстан, и еще более, чем Белоруссия, настаивает, чтобы бюджеты ее регионов сводились на бездефицитной основе.
Выше речь шла о регионах рассматриваемых стран в среднем. Однако в каждой стране имелся довольно существенный «разброс», статистической мерой которого служит стандартное отклонение. В Республике Беларусь стандартное отклонение для отношения бюджетного профицита / дефицита к расходам в 2018 году составило 0.8%, в Российской Федерации – 6.3%, в Республике Казахстан – 3.3%. А фактически «разброс» был намного больше. В частности, в Белоруссии – от -1.6% (в Витебской области) до +0.9%% (в Гродненской области), в России – от -14.6% (в Республике Мордовия) до +24.2% (в Ямало-Ненецком автономном округе), в Казахстане – от -9.7% (в г.Шымкенте) до +4.5% (в Кызылординской области).
Хочется обратить внимание также, что представленные на графике средние значения указанного показателя сильно отличались друг от друга не только от страны к стране, но и для каждой страны – от года к году (напомним, что выборка делалась для 2017, 2018 и 2019 годов).
В этой связи целесообразно рассмотреть количество регионов с дефицитными регионами и соотнести его с числом регионов в соответствующей стране.



Как показывает представленная выше таблица, в России 15 регионов завершили 2018 год с дефицитами бюджетов, что составляет 17.6% от общего числа (рассмотрено 85 субъектов федерации). В Белоруссии в том же году дефицит был у 4-х (из 7), то есть их доля 57.1%. В Казахстане дефицит был у 8 регионов или у 47.1% от общего числа (рассмотрено 14 областей и 3 города центрального подчинения, всего 17 территориальных единиц). Это, в общем-то, подтверждает сделанный выше предварительный ывод, что Россия в обеспечении бездефицитности региональных бюджетов стоит на 1-м месте, на 2-м – Казахстан, на 3-м – Белоруссия.





График, представленный выше, показывает, как в рассматриваемых странах менялись средние доли налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. Он показывает, насколько бюджетная деятельность региональных органов власти обеспечена собственными финансовыми источниками. При этом, посмотрев на этот показатель с обратной стороны (то есть, вычитая его значение из 100%), можно легко понять, насколько центральные органы власти страны (национальный Минфин) дотируют региональные органы власти. Например, в Российской Федерации в 2018 году средняя доля налоговых и неналоговых доходов составила 70.7%. Значит обоснованно говорить, что федеральная власть в России обеспечивала через трансферты, дотации, субсидии и субвенции почти 30% (29.3%=100%-70.7%) доходов среднестатистического субъекта федерации.
В данной статье просто характеризуется уровень финансовой самостоятельности регионов в соответствующей стране, но не дается оценка – хорошо это или плохо. Такая оценка, во-первых, потребовала бы отдельного исследования, а во-вторых, была бы затруднена, так как в любом положении есть и положительные, и отрицательные стороны.
В представленном выше графике по каждой стране и по каждому году даются не только средние доли налоговых и неналоговых доходов, но и доля налоговых и неналоговых доходов в целом во всей совокупности регионов. В частности, для Российской Федерации в 2018 году эта доля составляла 82.5%. Интерпретировать превышение значения указанного показателя для всей совокупности над средним его значением можно следующим образом: ряд субъектов федерации (для России это столичные и западносибирские регионы) имеет очень высокую долю собственных доходов и по массе этих доходов имеет больший «вес», нежели «вес», рассчитываемый как число этих субъектов к общему числу регионов, участвующих в выборке.
В Республики Беларусь в 2018 году в среднем по регионам доля собственных (налоговых и неналоговых) доходов составляла 75.3%. А если консолидировать бюджет всех регионов в целее, то видно, что доля собственных доходов за тот же период составила 79.0%.
В Казахстане в среднем доля собственных доходов в бюджетах регионов составляла 47.4%. В целом в совокупном бюджете регионов значение было близким (48.0%).
График также показывает, что от года к году в рассматриваемых странах ситуация менялась, но не сильно.
Выше речь шла о регионах рассматриваемых стран в среднем. Однако в каждой стране имелся довольно существенный «разброс». В Республике Беларусь стандартное отклонение для доли собственных (налоговых и неналоговых) доходов бюджета в 2018 году составило 14.0%, в Российской Федерации – 19.5%, в Республике Казахстан – 23.0%. А фактически «разброс» был намного больше, чем показывает стандартное отклонение. В частности, в Белоруссии - от 63.1% (в Могилевской области) до 99.2% (в г.Минске), в России – от 20.1% (в Чеченской Республике) до 96.8% (в г. Москве), в Казахстане – от 17.5% (в Туркестанской области) до 92.4% (в Атырауской области).

Подводя итоги, отметим, что бюджеты регионов Российской Федерации в среднем имеют примерно столько же собственных доходов, что и регионы Республики Беларусь (средняя доля налоговых и неналоговых доходов колеблется в диапазоне 68-83%). При этом Россия демонстрирует больший «разброс» значений рассматриваемого показателя, что объясняется большим разнообразием российских регионов и, с другой стороны, большей однородностью белорусских регионов. Бюджеты регионов (областей и федеральных городов) Республики Казахстан отличаются в среднем более высокой зависимостью от центрального Министерства Финансов (средние значения колеблются в диапазоне 40-48%).


Заключение


Таким образом, в ходе проведенного исследования выяснилось следующее.
Среднее отношение расходов региональных бюджетов к их валовым региональным продуктам (ВРП) в Республике Беларусь самое высокое (логично, ведь белорусская экономика самая огосударствленная), на 2-м месте (с небольшим отрывом) идет Российская Федерация, на 3-м – Республика Казахстан.
По доле собственных (налоговых и неналоговых) доходов региональных бюджетов практически невозможно определить кто из двух стран - Российская Федерация или Республика Беларусь – занимает 1-е, а кто 2-е место. У них собственные источники финансирования региональных органов власти составляют примерно 3/4 доходов (а соответственно ¼ - обеспечивают трансферты от национального правительства). А на 3-м месте находится Казахстан, у регионов которого собственные доходы составляют меньше половины всех доходов.
Рассмотренные страны стараются противостоять проблеме дефицитов региональных бюджетов. Но успех этой политики очень различается от года к году.



Изучение поставленных в проведенном здесь исследовании вопросов целесообразно продолжать, в том числе на основе большего набора показателей и рассмотрения большего числа стран.