TIMES AND PLACES

Главная страница
О сайте и авторах
Экономика
История и география
Культура и творчество
Природа и здоровье
Разное
Республика Молдова: макроэкономика и финансовые риски.

Григорий Горобец
Октябрь 2012


Производство

2008

2009

2010

2011

ВВП

Млн леев

62,922

60,430

71,885

60,497

ВВП

Прирост, %

+7.8%

-6.0%

+7.1%

+6.1%

Промышленная продукция

Млн леев

29,988

22,643

28,140

33,048

Промышленная продукция

Прирост, %

+1.5%

-11.1%

+9.3%

+7.4%

Продукция сельского хозяйства

Млн леев

16,503

13,300

19,873

22,120

Продукция сельского хозяйства

Прирост, %

+32.1%

-9.6%

+7.9%

+4.6%

Экспорт

Млн долл

1,591

1,283

1,541

2,221

Экспорт

Прирост, %

+18.7%

-19.4%

+20.1%

+44.1%


По данным Национального Бюро Статистики Республики Молдова валовый внутренний продукт страны в 2011 году составил 60.50 млрд молдавских леев. Правительство страны считает, что за прошлый год экономика Молдовы выросла на 6.7%. Между тем, Википедия приводит немного другие данные: абсолютное значение – 12.04 млрд долларов (это 14.09 млрд леев по кросскурсу Банка России), прирост - +7.5%. В любом случае, экономика рассматриваемой страны сейчас находится на подъеме – в русле других развивающихся стран. Ретроспективный анализ показывает, что в 2009 году имел место «провал», связанный с глобальным экономическим кризисом совпавшем, внутриполитическим кризисом и неблагоприятными погодными условиями. Что происходит в этом году? Можно с уверенностью сказать, что продолжается рост экономики. Так, например, за 2-й квартал 2012 года ВВП оказался на 18.0% больше того же показателя за 1-й квартал (в сопоставимых ценах). Но какой именно рост, и насколько экономика вырастет по итогам года – пока нельзя сказать. Во-первых, год еще идет. А во-вторых, в связи с высокой долей сельского хозяйства высока сезонность. Раз экономика так сильно «завязана» на сельское хозяйство, с него и начнем анализ. Итак, за прошлый год Молдова произвела продукции сельского хозяйства на 22.12 млрд леев. Растениеводство Молдовы дает кукурузу, пшеницу, виноград, сахарную свеклу, подсолнечник, фрукты, картофель и другие овощи. Серьезную долю сельхозпродукции дает животноводство, включая мясо, молоко, яйца. Ретроспективный взгляд подсказывает, что не все развивается равномерно. Виноград в 2011 году показал 24%-ный рост (хотя по абсолютному объему урожай был меньше 2009 года), а свеклы, табака и сои в 2011 году собрано меньше, чем в предыдущем. По сообщениям прессы 2010 год был очень сложным для виноградарства. В основном это связано с холодной зимой. Многие хозяйства укрыли свои виноградники на зимний период. Это большие расходы, но они окупились. Однако многие производители этого не сделали. Итогом стало резкое падение урожая. Так, если в 2009 году Молдова собирала 4.5 тонны с гектара виноградников, то в 2010 году – всего 2.6 т/га. По другому важному продукту – сахарной свекле – самым трудным был год 2009. Из-за плохих погодных условий в мае-июне свекла взошла лишь на 30% засеянных площадей. Промышленное производство в Республике Молдова растет. Молдова – страна аграрная. Это подтверждается в частности структурой промышленного производства, 43% из которого занимает пищевая промышленность. А среди пищевой промышленности, в свою очередь, в привилегированном положении находится подотрасль «Производство напитков». Прочая (непищевая) продукция промышленности распылена между большим кругом остальных отраслей, среди которых выделяются табачная промышленности, производство текстильной продукции, одежды, изделий из кожи и химия, хотя никакая из этих отраслей не имеет преобладающей доли. Разумеется, никакая страна не может обходиться без электричества и теплоснабжения. Соответствующие производства тоже представлены в структуре отраслей промышленности. Надо отметить, что исторически в Молдавской ССР почти 90% реальной промышленности (ГРЭС, металлургический комбинат, производство кабеля, комбинат ТИРОТЕКС и т.д.) было сконцентрировано на левом берегу Днестра. Соответственно, сейчас это все находится вне контроля молдавских властей. Но надо отдать должное Бюро Национальной Статистики Республики Молдова, которое считает все показатели без учета Приднестровья. Хотя, например, Китай поступает наоборот: мятежный Тайвань упорно включает в свою статистику как по географии и демографии, так и по экономике. Добавим, что влияние экономики Приднестровья на экономику Молдавии – дело запутанное. Дело в том, что многие производители (их товары) меняют страну происхождения, как им выгодно. Например, некоторая текстильная продукция, идущая на экспорт в Россию, объявляется приднестровской. А если она же идет на экспорт на Запад (иногда бывает и такое), то она уже молдавская (и даже расчет производится через молдавские банки). Рассмотрение того, что производит экономика Молдовы (а еще она «произвела» миллионы гастарбайтеров), будет неполным без анализа экспорта. Именно по этому показателю можно судить, что страна производит конкурентоспособного. Итак, Молдова в 2011 году экспортировала товаров на 2.22 млрд долларов США. Это 25.99 млрд леев, а к ВВП это составляет почти 43%. Статистика достаточно вычурная, то есть, какие-то отрасли детализирует досконально, а какие-то отрасли не совсем оправдано объединяет с другими. Тем не менее, структура молдавского экспорта видна хорошо. 20.1% приходится на пищевые продукты (причем, овощи и фрукты преобладают «с большим отрывом»). 8.1% - это напитки. Непродовольственное сырье, среди которого выделяются масличные семена и плоды, занимало в 2011 году 12.8% экспорта. Прочие важные виды экспортной продукции: растительные масла (3.5%), металлические руды и лом (3.1%), электродетали (7.4%), текстильная пряжа и готовые изделия (3.5%), предметы одежды (12.8%), мебель и ее детали (3.8% от экспорта). Как показывает приведенная выше таблица, в последние 2 года наблюдается мощный прирост экспорта. Остановимся также на инвестициях молдавских предприятий в основной капитал. Представляется, что по этому косвенно можно судить о финансовом здоровье и экономических тенденциях в экономике страны. Итак, за 2011 год молдавские предприятия освоили 15.19 млрд леев инвестиций. Из них, 7.32 млрд леев (или 48.2%) пришлось на строительно-монтажные работы. Их объем по отношению к прошлому году снизился на 0.6%. А 6.91 млрд леев (или 45.5%) приходится на оборудование, машины и транспортные средства. Они приросли на 25.7(!)%. При всем несовершенстве статистики, ошибках и «дырах» в статистическом учете это можно считать признаком того, что в 2011 году экономика находилась на подъеме. Кстати, при сравнении последних данных (2-го квартала 2012 года) объемов строительства с предпоследними (1-й квартал) также виден рост.


Потребление

Розничный товарооборот, важная и удобная характеристика внутреннего потребления в экономике, молдавской статистикой не считается. Зато есть похожий показатель – «Оборот предприятий с основным видом деятельности розничная торговля». За 2011 год он составил 31,787 млн леев. В сопоставимых ценах по итогам года он вырос на 17.1%.

2008

2009

2010

2011

Средн.оплата труда на 1 работающего

Леев

2,529

2,747

2.971

3,193

Средн.оплата труда на 1 работающего

Прирост, %

+22.5%

+8.6%

+8.2%

+11.6%

Численность офиц.зарегистрированных безработных

Тыс.чел

17.8

38.7

40.7

38.8

Численность офиц.зарегистрированных безработных

Прирост, %

-5.6%

+116.9%

+5.3%

-4.8%

Импорт

Млн долл

4,898

3,278

3,855

5,191

Импорт

Прирост, %

+32.8%

-34.1%

+17.6%

+34.7%


Зарплата в Молдове в течение последних 4 лет росла. На 2009 год приходится резкий рост безработицы (заметим, это только официально зарегистрированные лица). Число безработных скакнуло более чем в 2 раза. Обычно безработицу считают по доле официально зарегистрированных безработных в экономически активном населении. У Молдовы на конец 2011 года эта доля составляла 7.8%. Подробно сравнивать с другими странами бессмысленно, так как и в одной-то стране статистика безработицы искажена, а тут накладываются искажения статистики в других странах. Скажем только, что молдавская безработица находится примерно посредине аналогичных показателей соседних стран, отличающихся большим «разбросом» (Эстония 16.9%, Латвия 11.8%, Беларусь 0.6%, Украина 7.1%, Грузия 16.1%) Еще одним показателем развития внутреннего рынка страны является импорт. Вообще, импорт показывает, на какие товары иностранного производства резиденты Молдовы предъявляли спрос (причем, спрос платежеспособный). Из представленной выше таблицы мы видим, что совокупный импорт в стране рос большими темпами в 2008, 2010 и 2011 годах. «Провал» импорта 2009 года связан с глобальным кризисом, который вызвал снижение как экспорта, так и доходов гастарбайтеров. В структуре молдавского импорта мы не видим «давления» какой-либо одной статьи (что мы наблюдаем по экспорту). Разве что, на первое место (но с небольшим «отрывом») выходит статья минеральные продукты 1,165 млн долл (или 22.7%). В основном это нефть, нефтепродукты и газ. Второе место занимает продукция машиностроения с объемом 827 млн долл. Продукции химической промышленности (в основном, медикаменты и удобрения) импортируются на 529 млн долл. Следом идет большая группа товарных позиций импорта, возглавляемая пищевой промышленностью, текстильной промышленностью и продукцией металлургии.


Внешнеэкономическое взаимодействие

Ранее были рассмотрены экспорт и импорт Республики Молдова. Настала пора сказать, как эти цифры входят в платежный баланс страны.

2008

2009

2010

2011

Торговый баланс

Млн долл

-3,216

-1,988

-2,283

-2,872

Текущие трансферты (в основном, личные переводы)

Млн долл

1,638

1,220

1,326

1,515

Текущие трансферты

Прирост, %

+33.0%

-25.5%

+8.7%

+14.3%


Представленная таблица показывает, что торговый баланс у Молдовы глубоко дефицитный. То есть, из года в год страна больше ввозит товаров и услуг, чем сама продает за рубеж. Что позволяет финансировать импорт в той части, в которой он не покрывается экспортом? А ведь для импорта надо где-то получить иностранную валюту. Ответ прост (и характерен для очень многих стран на постсоветском пространстве): страна финансирует дефицит торгового баланса в основном за счет текущих трансфертов, в которых, в свою очередь, преобладают личные переводы. Только в прошедшем 2011 году чистые трансферты, полученные резидентами Молдовы, составили 1,52 млрд долл, а это 12.6% от ВВП. По последним данным (на 01.07.12 г по методике SDDS) монетарные власти страны располагают валютными резервами в размере 2,231 млн долларов. Много это или мало? Хорошим показателем для ответа на этот вопрос является «объем импорта, который покрывается резервами». Расчеты показывают, что ЗВР рассматриваемой страны примерно эквивалентны 5.2 месяцам импорта. Это довольно неплохо на фоне стран ближнего зарубежья (Таджикистан 2.7 месяцев импорта, Кыргызстан 5.3 месяцев, Латвия 6.2 мес, Беларусь 2.2 мес, Украина 4.6 мес, Грузия 5.2 мес, Приднестровье 0.5, с другой стороны, у Азербайджана - 6 лет).

Обратимся к внешнему долгу Молдовы. По данным на 01.07.12 г он составлял 6,639 млн долларов. Это не так много по отношению к ВВП страны – примерно 47%. По странам-соседям в этом вопросе существует большой разброс: Азербайджан 14% ВВП, Таджикистан 54%, Кыргызстан 74%, Эстония 97%, Латвия 133%, Беларусь 74%, Украина 77%, Грузия 87%. Таким образом, внешний долг у Молдавии хотя и имеется, но страна его вполне может себе позволить (несопоставимо с Грецией и тому подобными). Курсовая политика Нацбанка Молдовы не отличается разнообразием. Поскольку в рамках платежного баланса все стабильно, а инфляция не выделяется на фоне других, страна может себе позволить «плыть по течению». Курс доллара долгое время остается практически на одном уровне, немного «проседая» в 3-м квартале каждого года (рост экспортных поступлений от продажи только что собранного урожая), но «подрастая» в другие периоды. Курс евро, на историческом горизонте по отношению к молдавскому лею падает, что отражает общемировую тенденцию на фоне долгового кризиса в Европе.


Госфинансы

Доходы государства в 2011 году составили 30,139 млн леев. По отношению к ВВП это 49.8%. Расходы госорганов Республики Молдова за последний завершившийся год составили 32,101 млн леев. Это довольно много по отношению в ВВП страны – 53.1%. Вот для примера аналогичная статистика по некоторым другим странам бывшего СССР: Азербайджан 28.3% ВВП занимают расходы государства, Таджикистан 27.4%, Эстония 37.7%, Латвия 42.1%, Украина 31.7%. То есть, «вес» государства в экономике (мы не берем теневую экономику, которая остается «за кадром») в Молдове велик, что несколько странно для аграрной страны. У Молдовы хронически дефицитный бюджет. Но этот дефицит невелик в масштабе страны – 3.2% к ВВП в 2011 году. На момент анализа имелись данные о государственном долге Республики Молдова на 01.09.12г. Он составлял 20,330 млн леев (или примерно 33% ВВП). Из них на внешний долг приходится 14,348 млн леев (или 24% ВВП). Вывод такой же, как и выше (про общий внешний долг): долговая нагрузка имеется, но Молдова бремя долгов в нынешнем объеме вполне может нести. Международные финансовые институты (такие, как МВФ, ВБ, ЕБРР) в Молдове и с Молдовой работают. Но их активность невелика. По части госфинансов Молдовы надо отметить, что над ними «висит груз» долгов Приднестровья. Понятно, что правящие круги страны «спят и видят», как Приднестровье вернется под контроль Кишинева. Однако не хочется брать с собой накопленные долги Приднестровья. А ведь долги эти произошли от российского газа, который сжигался на крупнейшей в регионе ГРЭС, Молдавской ГРЭС. Кишиневу не хочется вспоминать, что он получал и продолжает получать электроэнергию с этой ГРЭС. То есть, формально он имеет отношение по крайней мере к части долга перед Россией. Впрочем, Приднестровье - политический проект России, и долги эти политические. К тому же, для России (и Газпрома) это деньги небольшие.


Монетарная и банковская система

2008

2009

2010

2011

Инфляция

%

+8.7%

0%

+7.4%

+3.7%

Базисная ставка (осн.иструмент ден.  полит.  Нацбанка)

%

12.5%

6.0%

8.0%

8.5%

Денежная масса (М1, т.е. наличные деньги и тек.счета)

Млн леев

11,609

13,206

16,720

17,385

Активы коммерческих банков

Млн леев

39,067

39,915

42,269

47,707

Активы банков к ВВП

%

62.1%

66.1%

58.8%

78.9%

Кредиты коммерческих банков клиентам

Млн долл

23,524

20,264

23,318

27,747

Кредиты к ВВП

%

37.4%

33.5%

32.4%

45.9%

Число коммерческих банков в стране

Шт.

16

15

15

16

Доля 5 крупнейших банков в активах банковской системы

%

63.4%

67.8%

69.3%

70.1%

Средняя достаточность капитала

%

32.1%

32.3%

30.0%

30.4%


В таблице представлены некоторые показатели кредитно-денежной политики Республики Молдова. Действия Национального Банка страны выглядят разумными и профессиональными. В частности, процентные ставки адекватно реагировали на общее макроэкономическое состояние страны. Например, для борьбы с инфляцией 2008 года Нацбанк высоко поднял свою базисную ставку (до 12%). В «провальном» 2009 году, когда на повестку дня выступила необходимость стимулирования экономического роста, денежная политика заметно смягчилась (базисная ставка сократилась до 6%). В 2010 году, напротив, когда снова возникли инфляционные риски, процентная ставка росла. А инфляция 2011 года (3.7%) настолько низка, что создается впечатление, будто Молдова не развивающаяся, а развитая страна. Нацбанк «твердой рукой» «рулит» банковской системой. И не беда, что доля «закредитованности» экономики невысока. Невысокое отношение активов и кредитов банков к ВВП типично для развивающихся стран, зато банковская система по-прежнему хранит потенциал для экономического роста страны (источник, который чрезмерно «закредитованные» западные страны уже исчерпали). Не беда, что доля иностранных инвестиций в капитале банков высока (73.9%). Но это с лихвой перекрывается высокой финансовой устойчивостью молдавских банков (на конец 2011 г – 30.4%).
Между тем, фигурирующие в официальной отчетности данные по банковской системе Молдовы приукрашивают действительность, которая «гораздо сложнее». Это подтверждает череда скандалов и реальных или ложных рейдерских атак. Ситуация настолько серьезна и имеет такой широкий общественный резонанс, что находится под личным контролем премьер-министра. Дело в том, что некоторое время назад одиозный российский предприниматель Герман Горбунцов приобрел контроль над молдавским Universalbank. Однако он не нашел общий язык с властями Молдовы (некоторым наблюдателям, ситуация немного напоминает взаимоотношения другого предпринимателя, Владимира Антонова, с властями Литвы - страны, которую он в свое время планировал рассматривать как базу своей «бизнес-империи»). Далее последовала передача (якобы, в счет долга Горбунцова) контрольного пакета Universalbank офшорной компании. Нацбанк страны оспорил эту сделку. В итоге Universalbank обанкротился, на улице остались тысячи разгневанных вкладчиков, а Нацбанк приобрел «головную боль» объяснять, как же регулятор, имея достаточные полномочия, допустил такой сценарий развития событий. Кстати, до этого обанкротилась еще одна кредитная организация – Investprivatbank. Между тем, на Universalbank череда скандалов не закончилась. «С легкой руки» Universalbank (попытка передать контроль над банком офшору была названа рейдерской атакой), публика, чиновники и некоторые экономические субъекты стали называть рейдерством практически любые изменения в капитале банков. Так стало известно, о якобы имевших место рейдерских атаках на такие крупные кредитные организации Молдовы, как Moldova Agroindbank, Banca de Economii, Victoriabank и даже Mobiasbanca Groupe Societe Generale. Однако по указанным банкам ситуацию удалось удержать под контролем - в основном, путем сохранения прежней структуры их акционерных капиталов. Сторонние наблюдатели полагали, что основную роль здесь сыграл факт, что указанные кредитные организации принадлежат иностранным инвесторам. Нацбанк все сделал, чтобы сохранить эти банки. На текущий момент, опасность банкротства кредитных организаций Молдовы по «принципу домино», кажется, миновала. Хотя заинтересованные люди в стране все еще ищут, на кого возложить вину за банкротство Universalbank.
Рынок ценных бумаг в Республике Молдова пока не достиг уровня, сопоставимого с соответствующими показателями других стран региона, а тем более развитых стран. Среди причин такого положения вещей можно назвать отсутствие широкого спектра финансовых инструментов, низкую ликвидность рынка ценных бумаг, недоработки и пробелы в законодательной базе, отсутствие крупных институциональных инвесторов, низкий кредитный рейтинг страны. Среди важнейших факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность фондового рынка – в частности, и всей экономики Молдовы – в целом, можно также отметить политическую нестабильность и правовой нигилизм (в том числе, отсутствие эффективного и нестяжательного правосудия). Все это аспекты, определяющие «осторожное» отношение к местному рынку со стороны иностранных инвесторов и сдерживающие инвестиционные порывы местных инвесторов как крупных, так и мелких. В рамках молдавского рынка ценных бумаг, наиболее «организованными» на сегодняшний день являются рынок акций и рынок государственных ценных бумаг. Что касается государственных ценных бумаг, то они включают казначейские векселя, выпускаемые на краткосрочной период, и государственные облигации, срок погашения которых составляет до 2-х лет. Эти низкодоходные и низкорисковые вложения не очень популярны, так как фактически отсутствует вторичный рынок этих ценных бумаг. Что касается рынка акций, то здесь тоже не все хорошо. Фондовая Биржа Молдовы обеспечивает процесс осуществления сделок купли-продажи акций более 1000 предприятий, участвующих в биржевом обороте. Однако биржевой оборот очень мал. В частности, за 2011 год было зарегистрировано всего 2046 сделок на общую сумму 242 млн леев (кстати, оборот немного снизился по отношению к 2010 году). Одна из причин – небольшое количество акций, находящихся в «свободном плавании» (free float), которые и являются предметом активных спекулятивных торгов на бирже. В большинстве публичных акционерных обществ Молдовы имеются 1-3 крупных акционера, осуществляющих контроль деятельности компании, в то время как миноритарным акционерам принадлежат мелкие пакеты акций, составляющие в совокупности не более 10-15% от уставного капитала. Ну и другой важной причиной является слишком узкий круг инвесторов (иностранные не идут, местных институциональных инвесторов мало, а частные инвесторы на фондовом рынке Молдовы – это экзотика).


Политика

Молдова получила независимость после распада СССР в 1991 году. Уже на следующий год Приднестровье, где «квартировала» российская армия под командованием генерала Лебедя, «вырвалось» из-под опеки властей Молдовы. Не будем долго распространяться, что, во-первых, полного размежевания с Молдовой не получилось из-за объективного территориального, транспортного и экономического переплетения двух регионов, а во-вторых, что вырвавшись из-под «опеки» Кишинева, непризнанная Приднестровская Молдавская Республика оказалась под «опекой» Москвы. Важно, что фактически с самого начала политические процессы на правом и левом берегу Днестра оказались разведены. Хорошо, что, по крайней мере, не «льется кровь». И еще, создается впечатление, что подобная ситуация - существование Молдавии в двух юрисдикциях (ориентированной на Запад официальной в Кишиневе и ориентированной на Восток полулегальной в Тирасполе) - устраивает довольно широкие слои населения, экономической и политической элиты. Люди научились извлекать из этого выгоды. Вернемся к политической жизни в Кишиневе. 1990-е годы, которые можно назвать периодом «упоения независимостью», мы опустим. В 2001 году Молдова стала первой страной Восточной Европы (за исключением, разве что Беларуси), в которой к власти пришла коммунистическая партия (по своей идеологии, как и компартии, ряда других стран Европы, она была уже социал-демократической). Итак, в 2001 году президентом стал Владимир Воронин. Его правление длилось 8 лет, в течение которого, как утверждают политические противники, президенту, его семье и друзьям удалось «подмять под себя» большую часть ценных экономических активов Молдовы. В 2009 году Молдова «восстала» против власти коммунистов (республика присоединилась к ряду стран, где прокатились «цветные революции»). Коммунистической партии не удалось «продавить» своего кандидата на высший государственный пост. Но ни одной оппозиционной партии также не удалось получить власть в одиночку. Тогда наиболее ярые «враги коммунистов» объединились в Альянс «За Европейскую Интеграцию» (АЕИ). С этого момента реальная власть в стране перешла к АЕИ. Их политическая позиция следующая: ориентация на НАТО, Евросоюз и Румынию (вплоть до возможного вхождения Молдавии в состав Румынии, восстанавливая географию между 2-мя Мировыми войнами XX века). Альянс сформировал правительство (премьер-министром сейчас является лидер Либерально Демократической Партии Влад Филат), однако ему не хватило парламентского большинства для избрания легитимного президента. Исполняющими обязанности президента были один за другим Михай Гимпу (лидер Либеральной Партии), Влад Филат и Мариан Лупу (Демократическая Партия Молдовы). Однако это «подвешенное» состояние позволяло коммунистам эксплуатировать идею узурпации власти. Дело в том, что коммунисты все еще пользуются поддержкой большой части населения. Коммунисты вывели на уличные протесты в начале 2012 года тысячи людей, организовывали пикеты госучреждений. Однако в марте 2012 года у Молдовы, наконец-то, появился законно избранный (парламентом, как по Конституции) президент. Им стал беспартийный Николай Тимофти (ранее много лет занимавший различные судейские позиции). Складывается впечатление, что сейчас Альянс «За Европейскую Интеграцию» перехватил «стратегическую инициативу» у коммунистов. Власть прозападников реально упрочилась. Между тем, в отношениях с Россией нынешняя власть Молдовы проявляет здоровый прагматизм. Примером является недавняя встреча (уже сам ее факт свидетельствует о потеплении отношений) Влада Филата с российскими руководителями в Ялте. Обращение к партнерам по Европейскому Союзу с просьбой отодвинуть сроки реализации энергетического соглашения с ними также можно считать «реверансом» в сторону Москвы. Резюмируя сказанное, сейчас у власти в Молдове (народ которой потенциально готов на уличные формы протеста) находятся противники Москвы. Но, во-первых, их власть не абсолютная (в Молдове сложилась достаточно пестрая политическая «палитра»). А во-вторых, дипломатия страны демонстрирует прагматизм и миролюбие. Во всяком случае, пока.


Финансовая дисциплина

Республике Молдова присвоен рейтинг Moody’s В3 стабильный (последнее подтверждение 23.08.2012г). В качестве причин столь низкого рейтинга агентство объявляет: (а) очень низкий доход на душу населения, (б) очень маленький размер экономики, (в) высокую зависимость от денежных переводов, (г) низкое качество и эффективность госуправления, (д) коррупцию, (е) недостаток прозрачности, (ж) приднестровский фактор, (з) политическую нестабильность. Ранее у Молдовы был рейтинг Fitch, но впоследствии он был отозван. Тем не менее, в плане международного признания Молдове есть, чем гордиться. Напомним, что многие страны бывшего СССР вообще не имеют рейтингов (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), а Беларусь имеет такой же рейтинг (Moody’s В3), но с негативным прогнозом. Добавим, что рейтинги международных агентств имеет также ряд крупных молдавских банков. О рисках многих стран можно судить по динамике рынка облигаций органов власти этих стран. Однако в Молдове мы лишены такой возможности, так как Правительство не имеет евробондов. Котировки облигаций Минфина Молдовы в местной валюте, выпущенные по местному законодательству, к тому же, не имеющие вторичного рынка, для этой цели не годятся. Об отношении субъектов и аналитиков международного рынка к Молдове, ее инвестиционной привлекательности и финансовой надежности видно по классификации Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). В списке надежности экспортных кредитов страна поставлена на последнее 7-е место. С одной страны, это намного хуже, чем у некоторых соседей (Россия -3-я категория, Румыния – 4-я, Латвия – 4-я, Грузия – 6-я, Азербайджан – 5-я, Армения – 6-я, Узбекистан – 6-я). С другой стороны, это так же, как у Украины, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана. При этом, у Туркменистана, например, вообще категория отсутствует.
Рассмотрение вопроса финансовой дисциплины, специфики местных традиций делового оборота, выбивания долгов и, вообще, предпринимательского климата и инвестиционной привлекательности Молдовы было бы не полным без упоминания коньячного производителя SA Aroma. В конце сентября текущего года в СМИ появилась статья «Долги девятилетней крепости» с подзаголовком «Латвийской компании не удалось дважды взыскать долг с молдавского SA Aroma». Статья, в частности, утверждала следующее. В 1997 году между молдавским SA Aroma и латвийским SRL Aroma Floris'S был заключен контракт на предоставление эксклюзивного права на реализацию продукции SA Aroma в Латвии. Также компании подписали ряд соглашений о взаимопомощи, согласно которым латвийское предприятие перечислило молдавскому 1.3 млн долл в качестве инвестиций. В начале 2003 года долг SA Aroma, по словам адвоката, согласно актам сверки, составлял 871 тыс долл. В декабре 2003 г SRL Aroma Floris'S обратилась в Экономическую апелляционную палату Кишинева с заявлением о взыскании 871 тыс долл с молдавского предприятия в приказном производстве. В январе 2004 года запрос был удовлетворен. SA Aroma обжаловала это решение в Высшей судебной палате, перечислив, правда, на счет латвийского предприятия 100 тыс долл. Высшая судебная палата отменила решение Экономической апелляционной палаты Кишинева. Только когда SRL Aroma Floris'S подала жалобу на Молдову в Европейский суд по правам человека, генпрокурор Республики Молдова распорядился пересмотреть дело. В мае 2008 года суд Молдовы обязал SA Aroma выплатить латвийской фирме 771 тыс долл (с учетом 100 тыс долл, перечисленных раньше) и 408 тыс леев в качестве материального и морального ущерба. Эту сумму в сентябре того же года латвийской компании выплатил Минфин Молдовы, так как 100% акций SA Aromа принадлежат государству. Между тем, в 2008 году, параллельно с рассмотрением дела на территории Молдовы, SRL Aroma Floris'S обратилась в латвийский суд с иском о взыскании с SA Aroma гораздо большей суммы — 3 млн долл. Так или иначе, но в 2009 году Высшая судебная палата Латвии обязала SA Aroma выплатить SRL Aroma Floris'S всю затребованную сумму. На текущий момент известно, что Высшая судебная палата Молдовы отклонила кассационную жалобу латвийцев, которые попутно были обвинены во введении суда Латвии в заблуждение. Мы можем из всей этой истории сделать следующий вывод. Нерезиденту с молдавского предприятия получить долг в судебном порядке очень сложно. Дорога, позволяющая получить хотя бы часть долга, лежит через европейские надстрановые судебные инстанции. Для смягчения этого вывода можно лишь напомнить только, что положение в Молдове не является каким-то уникальным. К сожалению, это почти повсеместная на постсоветстком пространстве специфика делового оборота.


Краткие выводы

Если бы меня спросили, стоит ли вести бизнес с Молдовой и / или компаниями / банками-резидентами Молдовы, я бы не рекомендовал, так как возможная доходность такого бизнеса не покрывает высоких рисков. Однако в силу объективных причин (все-таки настоящий анализ я основываю главным образом на материалах отчетности и СМИ) я не могу утверждать это на 100%.
Это только в Европе Молдова выглядит самой маленькой и бедной страной. По сравнению же с другими странами на пост-советском пространстве Молдова выглядит средне. Ведение бизнеса с резидентами Молдовы ненамного более опасно, чем, например, в Латвии. Опаснее, чем в развитых странах, чем на Украине или в регионах России. Но менее опасно, чем в Кыргыстане или Таджикистане.
Поживем - увидим.