TIMES AND PLACES

Главная страница
О сайте и авторах
Экономика
История и география
Культура и творчество
Природа и здоровье
Разное
Санкт-Петербург: Кунсткамера

Никита Афанасьев
Май-Август 2011



Царь Петр Великий – один из самых крупных реформаторов на троне. Реформаторы, оставившее колоссальный след в истории России, были и до него. Например, Князи Владимир I Святославич или Иван III Васильевич. Но Петр I Алексеевич занимает среди них особое место. И не только потому, что он нам ближе по времени. Его реформы многогранны. Управление государством, военная сфера, морское дело, дипломатия, транспорт, градостроительство, наука, искусство, культура, экономика, СМИ, образование, бытовой уклад, традиции, нравы, помыслы, привычки и увлечения людей. Да, собственно, всех сфер, которых коснулась кипучая петровская деятельность, не перечесть. Он привел во власть и новых людей. Он основал и назвал столицей Санкт-Петербург. Вполне естественно, что многие достопримечательности этого города так или иначе связаны с именем Петра Великого. Каждая из них связана с какой-то конкретной сферой. Например, Адмиралтейство олицетворяет собой амбициозные, успешно потом реализованные, интересы царя-реформатора в морском деле. Имеется в Санкт-Петербурге и достопримечательность, зримо напоминающая о реформах Петра Великого в сфере науки и просвещения. Это Кунсткамера. О ней и поведем речь дальше.


Раньше в России музеев не было. Но это ни сколько Петра I не смущало. Наоборот, кажется он находил громадное удовольствие учреждать в своей стране все новое. Но откуда, все-таки, у Петра Великого появилась идея открыть музей? Вероятно, идею кунсткамер (хранилищ забавных и поучительных коллекций государей) он подсмотрел во время своей «экскурсии» по Западной Европе. Характер царя, жадного до знаний, новинок и диковинок, способствовал складыванию у Петра обширной коллекции.
Другой может быть успокоился бы, ограничившись постоянным пополнением своих коллекций, найдя помещения для этих коллекций, приглашая туда своих знакомых. Но не в характере Петра это было. Он, как бы мы сказали сейчас, имел «системный подход». Кунсткамеру он рассматривал не саму по себе, как музей, а как основу для старта российской науки и народного просвещения. Он мечтал привить народу жажду знаний.
Вначале Кунсткамера тоже располагалась в жилище самого Петра I.

Вообще, развитие музея, как на ладони, отражает развитие российской науки за последние 3 столетия. Логика была такая.

Первая стадия – дворцовая.
Во всем мире она длилась многие столетия. Музеи тогда представляли собой «разношерстные» хранилища диковинок, когда-либо заинтересовавших монарха, или подаренных ему. Главная их задача – забава монарха. В некоторых случаях они не отделены от библиотеки. А как нанять хорошего хранителя музея? Ведь, он должен не только все хранить в целости и сохранности, но и знать об экспонатах все для того, чтобы при необходимости провести экскурсию. Да из тех представителей интеллигенции своего времени, о которых он знает. В первую очередь, лекари. Мы не берем чиновников и священников, хотя некоторые из них – люди высокообразованные. Во вторую очередь, это представители тех отраслей человеческих знаний и псевдо-знаний, которые интересуют монарха. На протяжении многих столетий это были астрологи. Хотя бывали монархи, которые интересовались и науками в современном понимании, как например португальский Генрих Мореплаватель. В-третьих, практики: архитекторы, изобретатели каких-либо понравившихся царю механизмов, оружейники, часовщики, корабелы. Собственно, и естественная наука в те времена не далеко ушла от монаршей забавы.
Итак, Кунсткамера вначале располагалась в Летнем дворце Петра I. Сюда была помещены привезенные из Москвы личные коллекции царя и его библиотека. «Смотрение» за книгами и коллекциями царь поручил своему лейб-медику, президенту Аптекарской канцелярии Роберту Арескину. В качестве его помощника приглашен Иоганн Шумахер.
Каковы были первые экспонаты? Коллекция Альберта Себы. Ее Петр приобрел у голландского аптекаря и коллекционера в 1716 году. Это было «славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений Ост- и Вест-Индии». У знаменитого астронома Фредерика Рюйша царь купил прославленное собрание препаратов. Первые анатомы, приглашенные потом работать в Санкт-Петербургскую академию наук, использовали эту коллекцию для своих исследований. В Германии Петр I приобрел минералогическую коллекцию. Со свойственным Петру размахом, он берется за поиск материалов для коллекции внутри России. Он издает указы о доставлении в Кунсткамеру живых и мертвых уродов.


Готторпский глобус также был одним из первых экспонатов Кунсткамеры. Он был создан в 1654-64 году в городе Готторпе, резиденции герцога Голштинского, и подарен Петру I в ходе Северной войны. На внешним глобусе была карта земной поверхности. Внутренний глобус, с картой звездного неба, представлял собой первый планетарий.


Вторая стадия – энциклопедичная.
Здесь мы подходим к следующей стадии развития музеев и естественных наук. При ней музеи выделяются в отдельные помещения и становятся доступны для более широких слоев общества, а не только для двора. А наука тоже отделяется в самостоятельный институт – Академию наук.
Для этой стадии характерно то, что ученые работают с очень широким кругом человеческих знаний. В Западной Европе этот период начался еще в XVII веке. В России он приходится на век XVIII. Бесспорно, самый знаменитый представитель русской науки XVIII века – Михаил Ломоносов (Кстати, его кабинет и обсерватория экспонируется в современной Кунсткамере). Но были и другие. Николай и Даниил Бернулли, Леонард Эйлер, Петр Симон Паллас, Жозеф Делиль не были «узкими» специалистами. Они прославились во многих науках. Да и общественный спрос с них был соответствующим. Считалось, что они должны были знать все. Суметь ответить на любой вопрос, заниматься научными трудами, читать лекции, давать отзывы о работе разных машин, объяснить причину чьей-либо смерти, сочинять поминальные слова и гороскопы, а на праздник организовать фейерверк.
В 1718 году Кунсткамера «переехала» в «Кикины палаты». Это дом опального вельможи Александра Кикина, конфискованный государством. В двухэтажном помещении сосредоточились лаборатория, библиотека и собственно музей. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» Сам царь хорошо знал свои экспонаты, любил их показывать гостям (иностранцам, своим вельможам) и был лучшим гидом. Для широкой публики музей открылся в 1719 году.
Но все-таки молодому музею требовалось собственное, специально отстроенное здание. Как-то гуляя по берегу Невы, в районе Стрелки Васильевского (тогда Преображенского) острова, царь обратил внимание на необычную сосну. В ее ствол полукольцом вросла ветка и образовывала подобие амбарного замка. Именно здесь Петр I приказал начать строительство музея, а у сосны был вырублен сросшийся сегмент, который сам стал экспонатом строящегося музея.
Здание Палат (а музей в те времена именовался именно как «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры») заложили в 1718 году. Строительством руководил Георг Иоганн Маттарнови. Когда царь-реформатор умер, у будущей Кунсткамеры были возведены лишь стены. После смерти Маттарнови строительством руководил Николай Гербель. Его, в свою очередь, сменил Гаэтано Киавери. Строительство не шло, «как по маслу». Например, в кладке еще не законченной башни музея были обнаружены трещины.
И все же, хотя в здании еще продолжается строительство, в него уже в 1727 году переезжает Кунсткамера и Библиотека. Музей распахивает свои двери для посетителей. Для «множества… разного звания народа» вход в музей был бесплатным. Петр распорядился «приучать и угощать, а не деньги с них брать».
Музей разрастается. Изданный в 1741-1745 гг. иллюстрированный каталог Кунсткамеры занимал уже 2 тома.
К сожалению, мы сейчас не можем лицезреть ту самую, задуманную при Петре, экспозицию Кунсткамеры. В 1747 году произошел грандиозный пожар. Ломоносов писал: «Погорела в Академии, кроме немалого числа книг и вещей анатомических, вся галерея с этнографическими коллекциями». Помимо большого урона хранимым и экспонируемым фондам, пожар нанес большой вред зданию.
Практически сразу же начинается восстановление музея. Растут коллекции. Ремонтируется здание. И, о радость, в 1766 году Кунсткамера вновь открывается для посетителей. Но даже потом, в течение более чем полувека, Кунсткамера функционирует как универсальный музей. Он содержал и показывал экспонаты, относящиеся к разным областям человеческих знаний.


Третья стадия – специализированная.
В 20-30-е годы XIX столетия от Кунсткамеры «отпочковывается» целый ряд тематических (специализированных) музеев. Согласно царскому указу о штате Императорской Санкт-Петербургской Академии наук от 1836 года, выделялись следующие музеи: Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический, Азиатский, Египетский и Кабинет Петра I. Впрочем, последние 4 располагались по-прежнему в основном здании Кунсткамеры.
Примечательно, что и наука в те времена уже «семимильными шагами» шла в сторону специализации. Уходил в прошлое век ученых-энциклопедистов. Ученые-академики середины и второй половины XIX века уже могут быть более четко отнесены к какой либо одной науке, либо очень родственным группам наук.
Все XX столетие продолжалась специализированная стадия развития музея и наук, к которым относятся экспонаты и хранимые ценности. Кунсткамера получала в свое распоряжение новые помещения, меняла название и подчинение. В наши дни она официально именуется Музеем антропологии и этнографии РАН.