Бюллетень региональной экономики выпуск №2-2017.
TIMES AND PLACES

Главная страница
О сайте и авторах
Экономика
История и география
Культура и творчество
Природа и здоровье
Разное
БЮЛЛЕТЕНЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
выпуск №2-2017

Мониторинг налоговой нагрузки на экономику Томской области
(в том числе, в сравнении с другими регионами)


(Здесь вы можете ознакомиться с PDF-версией выпуска)



Настоящий выпуск основывается на следующих источниках информации:
- общая экономическая статистика субъектов РФ за 2015 и 2016 годы (сайт Росстата),
- отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов их территориальных государственных внебюджетных фондов за 2015 и 2016 годы (сайт Федерального Казначейства),
- налоговые паспорта субъектов РФ за 2015 год (сайт Федеральной налоговой службы).
На момент настоящего выпуска налоговые паспорта регионов и значения валового регионального продукта регионов за 2016 год еще не были сформированы и раскрыты на соответствующих сайтах. Поэтому, в связи с указанным отставанием публикации ряда необходимых отчетов и статистических показателей, наряду со «свежими» цифрами последнего завершившегося года, пришлось использовать данные, относящиеся к более раннему году.



Налоги, собранные в Томской области в 2015 году, и их структура по видам доходов
Всего было собрано налогов и сборов на сумму 153.5 млрд.р. На диаграмме показана их укрупненная структура.

Томская область отличается (от большинства других субъектов РФ) большими объемами собираемого налога на добычу полезных ископаемых. Так, за 2015 год НДПИ составил 68.0 млрд. р. или 44.3% от всех доходов. Подавляющую часть собранного в области НДПИ (65.3 млрд.р) обеспечила добыча нефти.
Следующими по значимости налогами являются НДС (37.7 млрд.р., доля видна на графике), НДФЛ (17.4 млрд.р.), налог на прибыль (16.5 млрд.р.), а также налоги на имущество (7.5 млрд.р.). Остальные налоги обеспечили всего 4.2% (6.4 млрд.р.) поступлений в бюджеты различных уровней. Заметим, что статья «налоги на имущество» является сводной. Она состоит из налога на имущество организаций (5.5 млрд.р.), земельного налога (1.2 млрд.р.), транспортного налога (0.6 млрд.р.) и налога на имущество физических лиц (0.3 млрд.р.).

Налоговые доходы за 2015 год по отношению к ВРП
Налоговая нагрузка на экономику Томской области (отношение налоговых доходов бюджетов всех уровней к валовому региональному продукту) в 2015 году составила 32.4%. Это очень высокий показатель. В таблице показано, какое место (3-е по всей стране и 1-е в своем федеральном округе) занимает рассматриваемый регион среди других субъектов федерации. [Для наглядности в этой и аналогичных таблицах темным цветом закрашено большинство субъектов РФ, светлее даны субъекты Сибирского федерального округа, к которому относится рассматриваемый регион, а белым цветом и жирным шрифтом отмечена сама рассматриваемая Томская область.]

Для сравнения – в СФО налоговая нагрузка в среднем в 2015 году составляла 18.2%, а в целом по стране – 21.2%. То есть, налоги в Томской области в относительном выражении очень высоки.
Однако причина такого положения в рейтинге – ранее уже отмеченный высокий объем налога на добычу полезных ископаемых. Кстати, из таблицы это также видно – самые верхние места в рейтинге налоговой нагрузки, наряду с Томской областью, заняли субъекты с большим весом нефте- и газодобывающей промышленности.
Налоговая нагрузка региона без НДПИ будет показана далее – в разделе о консолидированном бюджете области. Туда НДПИ не войдет, поскольку попадает в федеральный бюджет.

Налоговые доходы бюджетов по отношению к обороту организаций Томской области за 2015 год
Налоговые паспорта субъектов РФ с сайта ФНС (самая свежая информация – за 2015 год) предоставляют данные о распределении налогов по видам деятельности (отраслям) организаций, от которых они поступили. Поступившие налоги 2015 года в Томской распределились по отраслями следующим образом: «Добыча полезных ископаемых» - 66.5%, «Обрабатывающие производства» - 9.4%, «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 5.5%, «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 4.5%, «Транспорт и связь» - 3.9%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 2.2%, «Строительство» - 1.7%.

Ниже представлена налоговая нагрузка на экономику в целом, по условным агрегированным секторам, а также по крупнейшим видам деятельности (отраслям):


Как видно из таблицы, агрегирование отраслей производилось на основе двух условных секторов: «Производство и коммуникации» и «Услуги». Сектор «Производство и коммуникации» особенно важен для анализа экономики региона (и сравнения с другими субъектами), так как, во-первых, на него приходится основной вес (в частности, в Томской области в 2015 году этот агрегированный сектор обеспечил 84.0% налоговых поступлений), во-вторых, более удобен для анализа (отрасли в нем похожи на друг друга, так как по большей части производственный характер), а в-третьих, его статистические показатели более надежны.
Налоговая нагрузка организаций Томской области в целом по всем отраслям составила в среднем 20.6%. Это 13-й (по убыванию) результат среди других регионов России и 3-й результат среди субъектов СФО. То есть, в отличие от налоговой нагрузки к ВРП налоговая нагрузка к оборотам организаций у рассматриваемого региона выглядит скромнее.
В агрегированной отраслевой разбивке: организации сектора «Услуг» на каждый рубль оборота суммарно заплатили 10.6 коп. налогов. В секторе «Производства и коммуникации» на каждый рубль оборота уплачивалось налогов 24.4 копеек. Статистика позволяет определить, что больше половины от этого (12.9 коп.) пришлось на НДПИ. Далее следует НДС (6.1 коп. налогов с оборота), потом – налог на прибыль (2.3 коп. с оборота), затем – налог на доходы физических лиц (1.4 коп.), а на остальные налоги приходится всего лишь 1.6 коп. с оборота.
Из крупных отраслей самая большая налоговая нагрузка у «Добычи полезных ископаемых» (изымается сумма, эквивалентная 46.6% оборота, в том числе с помощью НДПИ – 31.1%). Самая маленькая нагрузка у «Торговли…» (3.4%), что логично, учитывая специфику отрасли.

Налоговые доходы за 2015 год по отношению к отгрузке товаров собственного производства предприятий Томской области
Показатель «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственным силами», обладает двумя достоинствами: характеризует размер экономики и рассчитывается / публикуется без задержек. В дальнейшем налоговую нагрузку мы будем определять по отношению именно к этому показателю.

Налоги, собранные в Томской области за рассматриваемый год, составляют величину 27.0% по отношению к отгрузке товаров собственного производства (выполнению работ / услуг собственными силами). В своем федеральном округе это 2-й по величине масштаб нагрузки. При этом среди всех субъектов страны (разброс от 6.4% до 47.0% показан на графике) нагрузка налоговая Томской области на 6-м месте. Видно, что в самой верхней части списка сгруппировались сырьевые (в основном нефтегазовые) регионы с относительно низкой плотностью населения.

Структура налоговых доходов за 2015 год по видам бюджетов, в которые они поступили
Как уже отмечалось, всего в Томской области было собрано налогов и сборов на сумму 153.5 млрд.р. В федеральный бюджет пошло 107.1 млрд.р., то есть 69.8% (справочно: для Сибирского федерального округа средней долей является 41.5%, для всей России – 49.9%). Если конкретизировать по видам налогов, то это почти весь НДПИ, весь НДС и 7.6% собранного в области налога на прибыль организаций.

В консолидированный бюджет региона поступило 46.4 млрд.р., то есть всего лишь 30.2% всех поступлений (справочно: для СФО средней долей является 58.5%, для всей России – 50.1%). Томская область кажется обделенной на фоне большинства субъектов РФ (хотя эта «обделенность» объясняется большим НДПИ, то есть фактически структурой экономики).
По видам налогов налоговые поступления консолидированного бюджета будут более подробно рассмотрены далее. Здесь отметим, что Томской области достаются все поступления от НДФЛ, налогов на имущество, а также основная часть налога на прибыль организаций. В принципе, большинство видов налогов и сборов закреплено за каким-либо одним бюджетом. Например, единый налог с упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, акцизы на нефтепродукты спирт, пиво и т.д. закреплены за консолидированным бюджетом, а акцизы на табачную продукцию и на автомобили и мотоциклы и т.д. – за федеральным бюджетом.
Консолидированный бюджет, в свою очередь, делится на бюджет субъекта федерации и на бюджеты всех муниципальных образований. В абсолютном выражении в бюджет Томской области поступило 38.4 млрд.р. налогов, в бюджеты муниципальных образований – 8.0 млрд.руб. Если считать по отношению ко всем собранным налогам, то это составляет 25.0% и 5.2%, соответственно. Эти пропорции у Томской области ниже, чем средние показатели для своего федерального округа или всей страны. Но относительно налоговых доходов консолидированного бюджета доли налогов субъекта (у Томской области – 82.7%, у СФО в среднем – 81.6%, в целом по РФ – 85.9%) и налоговых доходов местных бюджетов (у Томской области – 17.3% у СФО в среднем – 18.4%, в целом по РФ – 14.1%%) у рассматриваемого региона находятся на среднем уровне.
Поскольку по налогам, собранным в области и поступившим в федеральный бюджет, статистика на момент проведения анализа есть только для 2015 года (и раньше), а для поступлений в консолидированный бюджет имеется статистика и по 2016 году, в дальнейшем будут анализироваться поступления только консолидированного бюджета.

Налоговые доходы консолидированного бюджета Томской области за 2016 год и их структура по видам доходов
Ниже представлено, какие налоги и на сколько обеспечили в 2016 году формирование доходной части консолидированного бюджета Томской области (рядом для сравнения приведены данные по всей стране):

Краткое пояснение: здесь не рассматриваются налоги, уплаченные в федеральный бюджет (только те, что поступили в бюджеты либо субъекта федерации, либо входящих в него муниципальных образований).
Таблица показывает, что самые важные налоги для доходной части органов государственной и муниципальной власти – это налог на доходы физических лиц и налог на доходы организаций. В Томской области в 2016 году на них приходилось примерно по 1/3 налоговых доходов консолидированного бюджета или чуть больше 1/4 всех доходов (все доходы, включая неналоговые доходы, субсидии, субвенции и пр., приведены справочно внизу таблицы). На третьем месте по значимости налоги на имущество - примерно 1/7 налоговых доходов. Основную часть указанной величины обеспечил налог на имущество организаций. Далее (в порядке снижения значимости) следуют акцизы. Выделяются также (тем, что обеспечивают более 1% налоговых доходов каждый) налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Остальные налоги не являются существенным источником формирования областного консолидированного бюджета.
В последней колонке вышеприведенной таблицы дана структура налоговых поступлений регионов в среднем по РФ. Интересно, что, несмотря на некоторое отличие долей в среднем по стране и по рассматриваемому субъекту федерации, место разных видов налогов по их значимости для консолидированного бюджета сохраняется. Это говорит о том, что структура налоговых доходов Томской области типична.

Налоговая нагрузка в Томской области за 2016 год (в части консолидированного бюджета субъекта федерации и муниципальных образований)
Как ранее отмечалось, за 2016 год налоги в бюджетах субъекта федерации и муниципальных образований Томской области составили 53.7 млрд р. За тот же период объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных собственными силами работ / услуг) составил 567.5 млрд р.

Таким образом, нагрузка налоговых доходов бюджетов Томской области на экономику составила 9.5%.

В целом по России налоговая нагрузка консолидированных бюджетов регионов составила 9.0%.
При этом наблюдался очень широкий разброс: от 24.5% (у г.Севастополя) до 4.2% (у Ненецкого автономного округа). Заметим, что место того или иного субъекта в представленном рейтинге зависит в основном от соотношения доходов его населения и оборотов его организаций.
Представленная таблица показывает, что Томская область находится примерно в средней части рейтинга как в своем федеральном округе (7-е место из 12 субъектов), так и в целом по стране (44-е место из 85).
При этом надо помнить, что здесь учтены не все налоги 2016 года, а только та меньшая их часть, что вошла в консолидированный бюджет субъекта, оставив за рамками рассмотрения федеральную часть.

Выводы
В Томской области подразделениями ФНС собирается примерно 150 млрд. р. налогов.
Если это соотнести с валовым региональным продуктом, то получится больше 32%. Если это соотнести с отгрузкой товаров собственного производства (выполнением работ / услуг собственными силами), то - около 27%. По общей налоговой нагрузке на экономику Томская область находится на первых местах в своем федеральном округе и как минимум в ТОП-10 в целом по стране. По отношению к обороту организаций налоги рассматриваемого субъекта федерации составляют около 20%. Однако разбивка налоговых доходов по видам налогов и по отраслям экономики подсказывает, что высокие места Томской области в рейтинге общей налоговой нагрузки определяются сектором добычи полезных ископаемых. Этот сектор дает более 40% оборота организаций субъекта, и условно около 46% этого оборота изымается государством в виде налогов. Поступления одного только налога на добычу полезных ископаемых составляют в области почти 70 млрд.р. в год.
Помимо уже упомянутого НДПИ, основными видами (по сумме и доле) собираемых в области налогов являются НДС, НДФЛ, налог на прибыль и налоги на имущество.
В бюджет самой администрации Томской области поступает примерно 25% собранных в области налогов, в бюджеты муниципальных образований области – еще 5% (итого в консолидированный бюджет – около 30%), а остальные примерно 70% - поступления федерального бюджета.
Указанные доли зависят от того, за бюджетами какого уровня закреплены основные налоги и, если участвуют несколько бюджетов, то в какой пропорции в какой бюджет они поступают. Например, НДПИ и НДС почти полностью закреплены за федеральным бюджетом, НДФЛ и налоги на имущество почти полностью идут в консолидированный бюджет региона, а по налогу на прибыль большая часть попадает в бюджеты региона, меньшая часть - в федеральный бюджет.
В консолидированный бюджет органов власти Томской области в 2016 году поступило более 53 млрд.р. налоговых доходов. Налоговая нагрузка (не полная, а только в части консолидированного бюджета) составила 9.5% от объема отгруженных товаров собственного производства (выполненных собственными силами работ / услуг), что является примерно средним уровнем на фоне других субъектов РФ.


В заключение сделаем одно небольшое, но существенное замечание. Дело в том, что картина налоговой нагрузки на экономику здесь показана далеко не полностью. В данный материал попали, во-первых, только налоговые доходы, администрируемые ФНС. То есть, взносы на пенсионное обеспечение, другое социальное страхование, а также таможенные платежи остались пока за рамками рассмотрения. Между тем, это тоже налоговая нагрузка на экономику субъекта федерации. Во-вторых, за рамками рассмотрения остались уплаченные налогоплательщиками и налоговыми агентами региона штрафы и пени. Этот пробел еще только предстоит ликвидировать. А пока отчасти извиняет то, что, по оценкам, указанные выше виды доходов пропорциональны тем видам доходов, которые оказались учтены (например, пени начисляются на задолженность по налогам, а эти налоги учтены, или размер взносов во внебюджетные фонды пока не учтен, но учтен НДФЛ, базой которого также являются доходы населения, и т.д.). А значит, позиция рассматриваемого субъекта федерации на фоне других регионов искажена не была.