Бюллетень региональной экономики выпуск №1-2018.
TIMES AND PLACES

Главная страница
О сайте и авторах
Экономика
История и география
Культура и творчество
Природа и здоровье
Разное
БЮЛЛЕТЕНЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
выпуск №1-2018

Налоговая нагрузка на региональный бизнес в 2015-2016гг



(Здесь вы можете ознакомиться с PDF-версией выпуска)



Часть 1. Структура налоговой нагрузки (по видам налогов) на региональный бизнес (в целом и по основным отраслям).

В 2015-2016гг средняя налоговая нагрузка на бизнес составила 16.6% к совокупному валовому региональному продукту (ВРП).





Как распределялась обозначенная выше нагрузка по видам налогов?
На первом месте – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Собранные НДПИ составляют в среднем 4.6% от совокупного ВРП субъектов федерации.
На втором месте – налог на добавленную стоимость (НДС). На третьем месте – налог на прибыль. На четвертом – акцизы. Группа прочих налогов совокупно составляет 2.4% от ВРП, хотя это объединение условное (слишком разные виды налогов составляют эту группу).
Поскольку темой этой статьи является налоговая нагрузка на бизнес, то за рамками рассмотрения остались налоги на физических лиц и, в том числе, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), составляющий, кстати, 4.3% совокупного ВРП.

Рассмотрим теперь налоговую нагрузку, приходящуюся на разные отрасли экономики.
В справочном разделе указано, что отрасли сгруппированы в два сектора. Стержневым сектором региональной экономики является сектор «Производство и коммуникации». С него, а также с входящих в него отраслей и начнем анализ.

Предприятия рассматриваемого сектора отдают в виде налогов в среднем 21.4% от созданной ими добавленной стоимости. В том числе, 8.4% (от созданного в секторе ВРП) уплачивается в форме НДПИ, 4.2% - НДС, 3.7% - налога на прибыль, 3.0% - акцизов и 2.0% - прочих налогов.
Говоря о структуре нагрузки по составу налогов, хочется отметить два наблюдения. Во-первых, о налоге на добычу полезных ископаемых. Рассмотренная статистика подтверждает, какую важную роль играет ископаемое сырье (особенно, нефть и газ) для бюджетов и для экономики в целом. Конечно, эта форма налоговой нагрузки затрагивает не вообще все регионы, а только те субъекты РФ, которым «посчастливилось» иметь в своих недрах полезные ископаемые.
Во-вторых, высвечивается важность налога на добавленную стоимость. Благодаря своей форме уплаты, когда плательщики НДС фактически контролируют уплату налога своими смежниками, НДС является ощутимым (хотя и не очень большим) бременем для бизнеса, хотя считается, что итоговую нагрузку НДС несет потребитель конечной продукции. Важно отметить, что этот налог носит повсеместный характер (то есть, нет региона, в котором бы не производились, или хотя бы не продавались товары (услуги), подпадающие под налогообложение НДС).
Вследствие очень разнородного отраслевого состава сектора «Производства и коммуникации» налоговая нагрузка у разных предприятий сильно отличается. Рекордсменом является отрасль «Добыча полезных ископаемых», предприятия которой отдают в целом 53.0%. Очень маленькая налоговая нагрузка у отрасли, в которую объединены сельское, лесное и рыбное хозяйство – всего 1.0% от созданного в отрасли ВРП. Очевидна поддержка, которую на государственном уровне оказывается отечественному сельскому хозяйству. Невысокая нагрузка также у отрасли «Транспорт и связь» - 8.9%. Это отражает системную важность для страны транспортной и телекоммуникационных сфер. У остальных отраслей рассматриваемого сектора – у «Обрабатывающей промышленности», «Производства и распределения электричества, газа и воды» и «Строительства» – налоговая нагрузка, соответственно, 19.7%, 15.1% и 11.1%.
Теперь рассмотрим сектор услуг.

Предприятия указанного сектора платят в среднем 10.6% от их вклада в региональный ВРП. На организации, относящиеся к сектору, наибольшее влияние оказывает налог на прибыль (налоговая нагрузка 3.9%). На втором месте по значимости НДС (3.8%). Нагрузка для бизнеса от остальных налогов составляет 2.8%. Среди них основную роль играют налоги на имущество. Нагрузка от акцизов и НДПИ ожидаемо невелика – соответственно, 0.2% и 0.1% от ВРП, созданного в секторе.
Сектор услуг очень неоднороден. В частности, в таких отраслях, как здравоохранение и образование, налоговая нагрузка невелика - 1.7% и 3.4%, соответственно. Поддержка указанных отраслей государством вполне оправдана. Есть отрасли, например, «Гостиницы и рестораны» (8.4%), со средней налоговой нагрузкой. Между тем, налоговая нагрузка в торговле (10.3%) и операциях с недвижимостью (12.1%) весьма ощутима.
Таким образом, отраслевой анализ показал, что налоговая нагрузка сильно различается. Имеются отрасли с пониженными налогами, их можно назвать льготными. В каждом таком случае невысокие (пониженные) налоги оправданы. А на другом «полюсе» отрасли, фактически несущие на основную тяжесть налогообложения. Среди них следует отметить добычу полезных ископаемых и обрабатывающую промышленность. В первом случае факт высокой налоговой нагрузки обоснован. Экспортные и вообще рыночные возможности, концентрация финансовых ресурсов, внимание государства к отрасли делают даже такие высокие налоги вполне подъемными (норма прибыли все равно остается высокой). А во втором случае (для обрабатывающей промышленности) высокая налоговая нагрузка малопонятна. Складывается впечатление, что государство «рубит сук, на котором сидит», с одной стороны, возлагая на отрасли материального производства основные надежды (импортозамещение, технологический прорыв, инвестиции в основные фонды, восприятие обрабатывающей промышленности как источника денежных доходов большой доли населения), а с другой стороны, «душит налогами», приводит к неудовлетворительной норме прибыли, при которой речь уже не идет о развитии производства – лишь бы сохранить то, что работает сейчас.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что, во-первых, обрабатывающая промышленность сама по себе весьма разнородная отрасль, где производства, «дышашие на ладан», соседствуют с процветающими бизнесами (зависит от рынков, производственных условий и многого другого). Во-вторых, налоговые органы можно понять: задачу обеспечения бюджетов вех уровней источниками финансирования надо выполнять. В этой связи уместно затронуть вопрос (хотя он не может быть рассмотрен в рамках данной статьи), полностью ли оправдан существующий объем государственных расходов. Ведь если, какие-то госрасходы могут быть (без потерь для исполнения функций) сокращены, то налоговую нагрузку можно было бы пропорционально уменьшить, что дало бы стимулы к экономическому росту.





Часть 2. Группировка регионов по налоговой нагрузке на бизнес

Ниже приведена группировка субъектов РФ по показателю налоговой нагрузки. Справочно дан валовый региональный продукт в абсолютном и относительном выражении, а также его динамика.

А. Группа регионов с высокой налоговой нагрузкой






Б. Группа регионов со средней налоговой нагрузкой






В. Группа регионов с низкой налоговой нагрузкой



Итак, на основе данных статистического и налогового ведомств за 2016 и 2015 гг было показано, что имеется очень большой разброс (от 57.4% до 2.0% от ВРП) по налогам, которые приходится уплачивать предприятиям в разных регионах страны.

Здесь отметим лишь некоторые («лежащие на поверхности») наблюдения, касательно различия налоговой нагрузки у разных регионов.
В частности, чем богаче субъект РФ (в первую очередь, по абсолютному размеру ВРП, во вторую очередь, по ВРП на душу населения), тем больше налоговая нагрузка в относительном выражении. И обратное правило тоже работает: более «бедный» регион испытывает меньшее налоговое бремя.
Другое наблюдение. Налоговое бремя обратно пропорционально доле сельскохозяйственной отрасли в экономике региона. Это можно объяснить тем, что государство сознательно облегчает налоговое бремя производителей в этой отрасли.

Вообще, закономерностей, носящих общий для регионов всей России характер, выявить удалось очень мало.
Однако был выявлен ряд «закономерностей с обратным знаком», то есть случаев, когда закономерность ожидалась, но не подтвердилась. Например, ожидалось, что налоговая нагрузка обратным образом влияет на экономический рост в регионе. Но сравнение налоговой нагрузки бизнеса в субъектах РФ с индексами роста их ВРП показало отсутствие ожидаемой закономерности. Вернее, закономерность обнаружилась только для субъектов Уральского Федерального Округа (УФО). Но, во-первых, это статистически мало (всего 6 субъектов), а во-вторых, ожидалось, что это выполнится для всех регионов.



В принципе, глубокое исследование причин того, почему бизнес разных регионов имеет совершенно различное налоговое бремя, а также, какие это имеет для них последствия, еще ждет своего часа.





Справочный раздел. Комментарии к использованным исходным данным и методике.

В этой статье использована статистика ФНС, а также Росстата по регионам России за 2015 и 2016гг.

В этой статье рассматриваются не все платежи государству, которые региональный бизнес обязан осуществлять. В частности, за рамками рассмотрения остались платежи в адрес государственной системы обязательного социального страхования (взносы в Пенсионный Фонд РФ, в соцстрах, в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования). Эту важную нагрузку, которую несет бизнес, не удалось рассмотреть из-за отсутствия необходимой информации (в региональной разбивке). Другая группа обязательных платежей бизнеса в адрес государства, которая не рассматривается здесь (также по причине отсутствия требуемой статистики), связана с таможней. Ни экспортные, ни импортные пошлины рассмотрены здесь не были. Это, конечно, серьезный недостаток, из-за которого затруднено сопоставление налоговой нагрузки на бизнес в России с другими странами. Тем не менее, сопоставление разных регионов России друг с другом возможно, что здесь и показано.

Большинство представленных здесь значений налоговой нагрузки рассчитывалось как среднее между 2015 и 2016 годами (за исключением тех редких случаев, когда информация по какому-либо году на сайте ФНС отсутствовала). При этом использовалась формула: (налоги2015 + налоги2016) / (ВРП2015 + ВРП2016). Соотнесение налогов с валовым региональным продуктом (ВРП) дает возможность сопоставить разные налоги между собой, хотя база налогообложения у каждого налога своя. Отсюда, в частности, ряд значений нагрузки выглядит несколько необычным. Например, по НДС вместо привычных ставок налога (18%, 10%, 0% - для разных товарных групп) масштаб значений налоговой нагрузки в части НДС (в среднем около 4%) необычен.
Целесообразно сделать еще одно важное замечание. Возможны искажения при расчете налоговой нагрузки в разрезе отраслей, которые связанные с тем, как считались отрасли в ФНС, а как - в Росстате. Возможно, ФНС конкретного налогоплательщика относила только к одной (основной) отрасли, а не делила его по разным отраслям (видам деятельности), от которых он в соответствующем периоде получал доход. Поэтому 100%-ной гарантии правильности всех представленных здесь данных нет, так как могут иметь место искажения, возникшие по разным причинам.

На диаграмме представлена используемая в статье отраслевая структура российских регионов. Построено по данным Росстата за 2016 год. Справочно цифрами указана процентная доля в совокупном ВРП (на основе этих долей для данной статьи были рассчитаны абсолютные значения ВРП, созданные в соответствующих секторах/отраслях).

Отрасли экономики для целей этой статьи были разбиты на 2 сектора:
- «Производство и коммуникации» (включает сельское, лесное и рыбное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, производство и распределение электричества, газа и воды, строительство, а также транспорт и связь). В совокупном ВРП 2016 года этот сектор занимал 53.3%.
- «Сектор услуг» (включает торговлю, отрасль гостиниц и ресторанов, операции с недвижимостью, образование, здравоохранение и прочие услуги, куда объединены финансы, государственные услуги, коммунальные, социальные и иные услуги).