БЮЛЛЕТЕНЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
выпуск №1-2018
Налоговая нагрузка на региональный бизнес в 2015-2016гг
(Здесь вы можете ознакомиться с
PDF-версией выпуска)
Часть 1. Структура налоговой нагрузки (по видам налогов) на региональный бизнес (в целом и по
основным отраслям).
В 2015-2016гг средняя налоговая нагрузка на бизнес составила 16.6% к совокупному валовому
региональному продукту (ВРП).
Как распределялась обозначенная выше нагрузка по видам налогов?
На первом месте – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Собранные НДПИ составляют в
среднем 4.6% от совокупного ВРП субъектов федерации.
На втором месте – налог на добавленную стоимость (НДС). На третьем месте – налог на
прибыль. На четвертом – акцизы. Группа прочих налогов совокупно составляет 2.4% от ВРП,
хотя это объединение условное (слишком разные виды налогов составляют эту группу).
Поскольку темой этой статьи является налоговая нагрузка на бизнес, то за рамками
рассмотрения остались налоги на физических лиц и, в том числе, налог на доходы физических
лиц (НДФЛ), составляющий, кстати, 4.3% совокупного ВРП.
Рассмотрим теперь налоговую нагрузку, приходящуюся на разные отрасли экономики.
В справочном разделе указано, что отрасли сгруппированы в два сектора. Стержневым
сектором региональной экономики является сектор «Производство и коммуникации».
С него, а также с входящих в него отраслей и начнем анализ.
Предприятия рассматриваемого сектора отдают в виде налогов в среднем 21.4%
от созданной ими добавленной стоимости. В том числе, 8.4% (от созданного в
секторе ВРП) уплачивается в форме НДПИ, 4.2% - НДС, 3.7% - налога на прибыль,
3.0% - акцизов и 2.0% - прочих налогов.
Говоря о структуре нагрузки по составу налогов, хочется отметить два наблюдения.
Во-первых, о налоге на добычу полезных ископаемых. Рассмотренная статистика
подтверждает, какую важную роль играет ископаемое сырье (особенно, нефть и газ)
для бюджетов и для экономики в целом. Конечно, эта форма налоговой нагрузки
затрагивает не вообще все регионы, а только те субъекты РФ, которым
«посчастливилось» иметь в своих недрах полезные ископаемые.
Во-вторых, высвечивается важность налога на добавленную стоимость. Благодаря
своей форме уплаты, когда плательщики НДС фактически контролируют уплату налога
своими смежниками, НДС является ощутимым (хотя и не очень большим) бременем
для бизнеса, хотя считается, что итоговую нагрузку НДС несет потребитель
конечной продукции. Важно отметить, что этот налог носит повсеместный характер
(то есть, нет региона, в котором бы не производились, или хотя бы не продавались
товары (услуги), подпадающие под налогообложение НДС).
Вследствие очень разнородного отраслевого состава сектора «Производства и
коммуникации» налоговая нагрузка у разных предприятий сильно отличается.
Рекордсменом является отрасль «Добыча полезных ископаемых», предприятия
которой отдают в целом 53.0%. Очень маленькая налоговая нагрузка у отрасли,
в которую объединены сельское, лесное и рыбное хозяйство – всего 1.0% от
созданного в отрасли ВРП. Очевидна поддержка, которую на государственном
уровне оказывается отечественному сельскому хозяйству. Невысокая нагрузка
также у отрасли «Транспорт и связь» - 8.9%. Это отражает системную важность
для страны транспортной и телекоммуникационных сфер. У остальных отраслей
рассматриваемого сектора – у «Обрабатывающей промышленности», «Производства
и распределения электричества, газа и воды» и «Строительства» – налоговая
нагрузка, соответственно, 19.7%, 15.1% и 11.1%.
Теперь рассмотрим сектор услуг.
Предприятия указанного сектора платят в среднем 10.6% от их вклада в
региональный ВРП. На организации, относящиеся к сектору, наибольшее влияние
оказывает налог на прибыль (налоговая нагрузка 3.9%). На втором месте по
значимости НДС (3.8%). Нагрузка для бизнеса от остальных налогов составляет
2.8%. Среди них основную роль играют налоги на имущество. Нагрузка от
акцизов и НДПИ ожидаемо невелика – соответственно, 0.2% и 0.1% от ВРП,
созданного в секторе.
Сектор услуг очень неоднороден. В частности, в таких отраслях, как
здравоохранение и образование, налоговая нагрузка невелика - 1.7% и 3.4%,
соответственно. Поддержка указанных отраслей государством вполне оправдана.
Есть отрасли, например, «Гостиницы и рестораны» (8.4%), со средней
налоговой нагрузкой. Между тем, налоговая нагрузка в торговле (10.3%) и
операциях с недвижимостью (12.1%) весьма ощутима.
Таким образом, отраслевой анализ показал, что налоговая нагрузка сильно
различается. Имеются отрасли с пониженными налогами, их можно назвать
льготными. В каждом таком случае невысокие (пониженные) налоги оправданы.
А на другом «полюсе» отрасли, фактически несущие на основную тяжесть
налогообложения. Среди них следует отметить добычу полезных ископаемых
и обрабатывающую промышленность. В первом случае факт высокой налоговой
нагрузки обоснован. Экспортные и вообще рыночные возможности,
концентрация финансовых ресурсов, внимание государства к отрасли
делают даже такие высокие налоги вполне подъемными (норма прибыли
все равно остается высокой). А во втором случае (для обрабатывающей
промышленности) высокая налоговая нагрузка малопонятна. Складывается
впечатление, что государство «рубит сук, на котором сидит», с одной
стороны, возлагая на отрасли материального производства основные
надежды (импортозамещение, технологический прорыв, инвестиции в
основные фонды, восприятие обрабатывающей промышленности как
источника денежных доходов большой доли населения), а с другой
стороны, «душит налогами», приводит к неудовлетворительной норме прибыли,
при которой речь уже не идет о развитии производства – лишь бы сохранить
то, что работает сейчас.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что, во-первых, обрабатывающая
промышленность сама по себе весьма разнородная отрасль, где производства,
«дышашие на ладан», соседствуют с процветающими бизнесами (зависит от рынков,
производственных условий и многого другого). Во-вторых, налоговые органы
можно понять: задачу обеспечения бюджетов вех уровней источниками
финансирования надо выполнять. В этой связи уместно затронуть вопрос
(хотя он не может быть рассмотрен в рамках данной статьи), полностью ли
оправдан существующий объем государственных расходов. Ведь если, какие-то
госрасходы могут быть (без потерь для исполнения функций) сокращены, то
налоговую нагрузку можно было бы пропорционально уменьшить, что дало бы
стимулы к экономическому росту.
Часть 2. Группировка регионов по налоговой нагрузке на бизнес
Ниже приведена группировка субъектов РФ по показателю налоговой
нагрузки. Справочно дан валовый региональный продукт в абсолютном
и относительном выражении, а также его динамика.
А. Группа регионов с высокой налоговой нагрузкой
Б. Группа регионов со средней налоговой нагрузкой
В. Группа регионов с низкой налоговой нагрузкой
Итак, на основе данных статистического и налогового ведомств за 2016 и
2015 гг было показано, что имеется очень большой разброс (от 57.4% до 2.0%
от ВРП) по налогам, которые приходится уплачивать предприятиям в разных регионах страны.
Здесь отметим лишь некоторые («лежащие на поверхности») наблюдения,
касательно различия налоговой нагрузки у разных регионов.
В частности, чем богаче субъект РФ (в первую очередь, по абсолютному размеру ВРП,
во вторую очередь, по ВРП на душу населения), тем больше налоговая нагрузка в
относительном выражении. И обратное правило тоже работает: более «бедный»
регион испытывает меньшее налоговое бремя.
Другое наблюдение. Налоговое бремя обратно пропорционально доле сельскохозяйственной
отрасли в экономике региона. Это можно объяснить тем, что государство сознательно
облегчает налоговое бремя производителей в этой отрасли.
Вообще, закономерностей, носящих общий для регионов всей России характер, выявить удалось очень мало.
Однако был выявлен ряд «закономерностей с обратным знаком», то есть случаев, когда
закономерность ожидалась, но не подтвердилась. Например, ожидалось, что налоговая
нагрузка обратным образом влияет на экономический рост в регионе. Но сравнение
налоговой нагрузки бизнеса в субъектах РФ с индексами роста их ВРП показало отсутствие
ожидаемой закономерности. Вернее, закономерность обнаружилась только для субъектов
Уральского Федерального Округа (УФО). Но, во-первых, это статистически мало (всего 6 субъектов),
а во-вторых, ожидалось, что это выполнится для всех регионов.
…
В принципе, глубокое исследование причин того, почему бизнес разных регионов имеет
совершенно различное налоговое бремя, а также, какие это имеет для них последствия,
еще ждет своего часа.
Справочный раздел. Комментарии к использованным исходным данным и методике.
В этой статье использована статистика ФНС, а также Росстата по регионам России за 2015 и 2016гг.
В этой статье рассматриваются не все платежи государству, которые региональный
бизнес обязан осуществлять. В частности, за рамками рассмотрения остались платежи в
адрес государственной системы обязательного социального страхования (взносы в
Пенсионный Фонд РФ, в соцстрах, в федеральный и территориальный фонды обязательного
медицинского страхования). Эту важную нагрузку, которую несет бизнес, не удалось рассмотреть
из-за отсутствия необходимой информации (в региональной разбивке). Другая группа
обязательных платежей бизнеса в адрес государства, которая не рассматривается здесь (также
по причине отсутствия требуемой статистики), связана с таможней. Ни экспортные, ни импортные
пошлины рассмотрены здесь не были. Это, конечно, серьезный недостаток, из-за которого
затруднено сопоставление налоговой нагрузки на бизнес в России с другими странами. Тем не
менее, сопоставление разных регионов России друг с другом возможно, что здесь и показано.
Большинство представленных здесь значений налоговой нагрузки рассчитывалось как
среднее между 2015 и 2016 годами (за исключением тех редких случаев, когда информация по
какому-либо году на сайте ФНС отсутствовала). При этом использовалась формула:
(налоги2015 + налоги2016) / (ВРП2015 + ВРП2016). Соотнесение налогов с валовым региональным
продуктом (ВРП) дает возможность сопоставить разные налоги между собой, хотя база
налогообложения у каждого налога своя. Отсюда, в частности, ряд значений нагрузки
выглядит несколько необычным. Например, по НДС вместо привычных ставок налога (18%, 10%, 0% -
для разных товарных групп) масштаб значений налоговой нагрузки в части НДС (в среднем около 4%) необычен.
Целесообразно сделать еще одно важное замечание. Возможны искажения при расчете налоговой
нагрузки в разрезе отраслей, которые связанные с тем, как считались отрасли в ФНС,
а как - в Росстате. Возможно, ФНС конкретного налогоплательщика относила только к одной
(основной) отрасли, а не делила его по разным отраслям (видам деятельности), от которых
он в соответствующем периоде получал доход. Поэтому 100%-ной гарантии правильности всех
представленных здесь данных нет, так как могут иметь место искажения, возникшие по разным причинам.
На диаграмме представлена используемая в статье отраслевая структура российских регионов.
Построено по данным Росстата за 2016 год. Справочно цифрами указана процентная доля в
совокупном ВРП (на основе этих долей для данной статьи были рассчитаны абсолютные значения
ВРП, созданные в соответствующих секторах/отраслях).
Отрасли экономики для целей этой статьи были разбиты на 2 сектора:
- «Производство и коммуникации» (включает сельское, лесное и рыбное хозяйство,
добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, производство и
распределение электричества, газа и воды, строительство, а также транспорт и связь).
В совокупном ВРП 2016 года этот сектор занимал 53.3%.
- «Сектор услуг» (включает торговлю, отрасль гостиниц и ресторанов, операции с
недвижимостью, образование, здравоохранение и прочие услуги, куда объединены финансы,
государственные услуги, коммунальные, социальные и иные услуги).
|